Из-за гигантской по продолжительности командировки муза покинула меня и я не размещал статьи в сети. Но теперь взял себя в руки и навёрстываю. Благо, материала масса.
В январе прошлого года у меня появилась возможность провести один день с профессиональным дальнобойщиком, которой я незамедлительно воспользовался. Назовём этот день "Разгрузка". За весь день я получил огромный объем информации об аспектах жизни дальнобоя, о грузовиках, полуприцепах, особенностях работы в разных странах. Все покровы сорваны, правда раскрыта, многое стало понятнее.
Дело происходило в Эстонии. Фура буквально вчера приехала из Украины с грузом стальных 12-ти метровых прямоугольных труб. Хозяин фуры не нуждается в представлении:
Итак, фура Николая состоит из седельного тягача MERCEDES BENZ Actros 1846 и полуприцепа KRONE Profi Liner. Это почти 8 тонн с двигателем 335 кВт (456 л.с.) и 39 тонн грузоподъемности в прицепе. Двигатель до капитального ремонта ходит миллион километров. Да что там двигатель, весь автомобиль выглядит как образец выносливости и надежности.
Фуры всегда выглядят красиво. Как может не нравится такой великолепный автомобиль? День начался с того, что мы с Николаем с утра по-раньше забрали со стоянки Мерседес. Как я уже говорил, намедни он приехал из Украины под завязку загруженный металлическими прямоугольными трубами. Украина это другая страна, поэтому перед разгрузкой едем на таможню растамаживаться. Приехали и стали ждать своей очереди:
Не подумайте, что фура так просела от груза. Все дело в пневмоподвеске. Когда грузовик стоит в воздушном подпоре нет смысла. Поедем и автомобиль приподнимется:
Actros 1846 оснащен двумя баками 650 и 550 литров. Таким огромным объемом грех не воспользоваться при поездке в Россию. Известно, что в ЕС топливо стоит значительно дороже. Соответственно, все перед границей заливаются под горловину. Максимальный профит имеют дальнобои из Прибалтики. Например, от границы России до того же Таллина около 350 километров. В баках останется больше тонны солярки, которую можно продать вдвое дороже:
Однако, Николай говорит, что нынче таможенники (понятно, не российские) стали проверять заполненность баков. И если вывозишь из России больше топлива, чем положено, будешь платить. Такие вот реалии.
Чтобы забраться в кабину, придется преодолеть целых 4 ступени. Наверху удобно расположены поручни:
Со стороны водителя аналогично. Справа от двери лючки - это небольшие багажные отсеки. Там хранится всякая всячина, которую из санитарных соображений не стоит брать в кабину. Например, автохимия, тряпки там всякие, инструмент:
Уровень пола кабины находится на приличной высоте. В синей канистре вода:
Рабочее место дальнобойщика. Обилие органов управления может вызвать удивление, но ничего сложного. Большинство из этого есть в современном легковом автомобиле. Здесь по-больше сделано для комфорта водителя, например, управление автономным отопителем или холодильником. Специфические для фуры органы управления, такие как ручка торможения только полуприцепом, что позволяет избегать так называемого "складывания" или "ножниц". В подлокотник кресла встроен переключатель передач (целых 12 штук), похожий на джойстик. Никакого рычага переключения в кабине, пол ровный. Ну и самый главный атрибут это тапочки, ведь это не только рабочее место дальнобойщика, но и его дом:
Максимальная комплектация, применимо ли это к седельным тягачам? Тут есть люк, невероятное количество ящиков для хранения всякой всячины, левее не вошла в кадр рация, магнитола, еще какие-то приборы, запамятовал уже:
Кабина очень высокая, можно спокойно ходить в полный рост. Сзади два полноценных спальных места. Под нижним расположен холодильник. Николай, кстати, продукты берет на весь маршрут свои. Так дешевле. На боковой стенке настоящий дальнобойщецкий календарь:
Для питания в кабине есть мощнейшие розетки 12 и 24 вольта. Надо 220В, не проблема, у Николая найдётся и инвертор:
На таможне, как водится, возникли затруднения. Оформление груза затянулось. В 8 утра мы выехали, к 9-ти были в таможне. Сейчас уже полдень. Начало января. В Эстонии нет длинных новогодних праздников. Также сейчас нет и снега. Ни одного намека на морозы. Невероятно тепло.
Хочу заострить внимание на то, что видно дальнобойщику из-за руля. Смотрите:
Повернем голову направо. Внизу слепая зона. Со стороны водителя ничего не видно. Только зеркало сверху может помочь. К чему я это? Часто на дорогах можно увидеть ДТП, которое я называю "классическим": столкновение легкового автомобиля с правой передней стороной фуры. Часто вижу, как опасно перестраиваются люди прямо перед грузовиком. Это происходит, потому что эту леговушку не видно. Зеркало сверху? Да его в пути забивает грязью так, что ничего не разглядишь. Но многие как правило не думают о сложностях, которые могут возникнуть у дальнобоя. Таких заслуженно называют "чайниками". А все легковушки в целом "тапками". Чайники лезут спереди и все тут. Остается держать большую дистанцию перед собой, а иногда и, наоборот, маленькую, чтобы никто не втиснулся:
Вообще стоит помнить, что фура огромный автомобиль. И порой стоит уступить ему дорогу или пропустить, когда он делает сложный манёвр.
В час дня нам удалось решить все дела на таможне и поехать на металлобазу разгружаться. Уже на месте Николай решил все бумажные дела и начал готовить полуприцеп к разгрузке:
Кстати, Николай рассказал, что фуру достаточно просто незаметно для водителя открыть на ходу и украсть часть груза. И не так давно были такие случаи. На той же трассе М1 в глухих местах вплотную за прицепом пристраивался уазик. В зеркала его просто не видно. С уазика преступник пробирался к прицепу, вскрывал его и сгружал часть груза. Понятно, там был не металл или доски. Мы абсолютно легально срываем пломбы:
Сейчас сухо, фура чистая, работать приятно. Чего не скажешь про непогоду. Самая жесть бывает, когда Николай прибывает в плохую зимнюю погоду из России. Фура до верхушки антенны в грязи. Нам прекрасно известно, какое количество говен на наших дорогах зимой. Сколько раз гоняли по М1, в псковской области вообще адский ад, машина покрывается чем-то склизским и желтым. Фура, понятно, приедет такая же. Не успеешь заехать на мойку, будешь возиться в грязи. Но сегодня все нормально:
Николай рассказал, что полуприцепы KRONE одни из самых хороших и удобных. Готовить к разгрузке одно удовольствие. Борта мы открывать не будем, так что расшнуровывать не придется:
Открываем, а там...груз! Колин знакомый, коллега по цеху, так сказать, однажды из России нелегально в полуприцепе перевез девушку. А что, почему нет. Холостой. Она ему приглянулась. Ну и рискнул. На таможне не каждую фуру прогоняют через рентген, но тут повезло. Жаль, что эта увлекательная история закончилась полным фиаско. Любовь прошла, завяли помидоры и бывшая возлюбленная вознамерилась вернуться домой. Тем же способом. Затея провалилась и девушку поймали, была куча проблем, но в конце концов депортировали её обратно в Россию. Прямо живое доказательство, что любовь не знает границ. А без любви ничего не клеится. В полуприцепе еще масса свободного места, перевезти человека можно и не одного:
По маркировке производитель стальных труб завод "Коминмет". Да, да. Николай гонял в Днепропетровск. 3600 километров на круг:
Николай рассказал, что работает по графику. Поскольку он водит один, то в неделю можно ехать 56 часов. Если превысить, можно попасть на крупный штраф. 1 день в неделю обязательный выходной. Два из шести рабочих можно ехать по 10 часов, остальные четыре по 9 часов. График на день выглядит так: едешь 4 часа, 45 минут отдых, еще 4 часа едешь, 45 минут отдых, еще 1 час едешь — 9 часов отдых. Или по 4.5 часа едешь с 45 минутным отдыхом и далее отдыхаешь 11 часов. График работы регистрирует тахограф. Его показания могут проверить полицейские, например, на весовом контроле. На старой Скании Николая тахограф писал на шайбу - бумажный диск. В Мерседесе стоит электронный. Понятно, что есть пути обмана тахографов, а так же и GPS-трекера грузовика, но Коля не практикует такое. Безопасность важнее.
Кстати, покрышки на полуприцепе, когда износятся не меняют. На них наваривают новый протектор и снова эксплуатируют. Как я понял, это можно сделать 3-4 раза и только потом полностью менять покрышку. Однако недобросовестные дальнобои наваривают их до 10 раз. Экономят. На обочинах часто можно увидеть оторванные куски таких колес. Глянем снизу. Все новенькое:
Этот полуприцеп крайне грамотно спроектирован. Подготовить его под разгрузку не занимает много времени. Поддеваем верхний край:
Он отщелкивается:
И легко сдвигается вперед до упора:
Все. А теперь представьте, на сколько дольше возиться с тентом. Конечно, этот полуприцеп подороже, стоит он около 30000 евро. Но зато насколько удобнее:
Вблизи сложенный потолок полуприцепа собрался в гармошку:
Время близилось к трем часам. Мы все еще не разгружаемся. Ждём. Мы подготовили фуру для разгрузки. Ожидая, походил с фотоаппаратом. Снаружи это выглядит так:
Со стороны кабины прицеп усилен мощной стальной пластиной. Если при резком торможении груз поползет вперед, пластина подстрахует водителя:
Чтобы груз не перемещался, через каждые полтора метра трубы прихвачены отменными креплениями:
Понятно, что груз не слабо так весит. На фуры накладываются ограничения максимальной нагрузки на ось. Превышение этого параметра грозит штрафом. Проверяется на весовом контроле. В Евросоюзе это крупная сумма. По словам Николая, на перевесе по ЕС никто не ездит. А вот в России многие. На весовых охотно берут взятки. Поэтому на некоторых дорогах со временем начинает образовываться колейность и, в конце концов, дорожное полотно выходит из строя. Коррупция не только разрушает страну, но и дороги:
Большая масса груза накладывает особые требования к тормозной системе фуры. В практике Николая был случай, когда у полуприцепа отказали тормоза, остановить грузовик безопасно не получилось и останавливаться пришлось о впереди идущий грузовик. К счастью, никто не пострадал, тягач получил не сильные повреждения. Полуприцеп, который тогда он тянул, принадлежал сторонней фирме, которая за неделю до рейса провела его техосмотр. Все бумаги были в норме, но по факту оказалось, что полуприцеп неисправен. Похоже, что на техосмотре тоже была уплачена взятка и на некоторые огрехи прикрыли глаза. Так что и в Эстонии коррупция есть. Только страдают от нее обычные люди.
Учитывая размеры фуры, лестница это мастхэв:
Кстати, снизу в открытом доступе органы управления клапаном пневмоподвески. Полуприцеп несколько выше тягача. И бывают ситуации, когда фура не проходит по высоте. Низкая конструкция, просвета не хватает немного. Не беда. Прицеп можно опустить и делается это отсюда:
Многие, в том числе и мы с Аней, часто гоняем на дальняк на легковых машинах. Можно даже сказать, что мы дальнобойщики-любители. Но тем не менее, мы не знакомы с целым рядом проблем, с какими сталкиваются профессиональные дальнобойщики. Одна из таких проблем это взятки. Я специально поинтересовался как обстоят дела в России с этим в сравнении с ЕС. Оказало, что дело не фонтан. Берут и много где. Не важно нарушал или нет. Есть определенные "тарифы". Определенные посты зачастую без взятки не проехать, будут специально задерживать, выяснять, проверять...схема понятна. То же самое на весовых. На Россию водителям даже, бывает, выделяют специальный бюджет на взятки. В Евросоюзе со взятками намного сложнее.
Сидим, ждём очереди. Слушаю рассказы Николая о масштабах коррупции на российских дорогах среди людей в зеленом и с погонами. И ведь даже складывается ощущение, что так удобнее, время люди экономят. И те и другие. День близится к вечеру, солнце скоро сядет. Эти две машины перед нами. Ещё пара заехала вне очереди - приоритет на погрузку. Кстати, дальняя фура слева тентованная, видите сколько работы проделал водитель, чтобы подготовиться к разгрузке. А потом снова расправлять и зашнуровывать тент:
У нас в России есть ещё такое распространенное явление, как подделка документов. На трассах нашей страны часто можно увидеть людей с белым листом на палке или с буквой "Ч". Путевые листы, справки по нужной форме, в том числе гостиничные, товарные, накладные, любые чеки, поддельные печати, бланки фирм, чего только нет. За определенные деньги что угодно, всё что позволит дальнобойщику обмануть своего работодателя. И что характерно, этот бизнес процветает. Многие дальнобойщики постоянно этим пользуются. В ЕС такого нет.
Иногда по рации в канале дальнобойщиков можно услышать предложения о продаже солярки. Как это получается? Водитель ехал очень экономно и за рейс у него осталось литров триста оплаченного работодателем топлива. Обращается к ребятам с листом на палке, делает липовые чеки, после сбывает солярку. Прибыль в карман.
Тем временем перед нами осталась одна машина под разгрузку, это значит ждать осталось не долго:
Николай живет в Эстонии. Объездил массу стран Евросоюза. Всю Россию. Ездил при СССР. На Дальнем Востоке бывал, в Сибири, в Казахстане. Не перечислить. Нынче сверхдалёкие заезды он не жалует. До 3000 километров в один конец это нормально, но в тот же Владивосток ехать у него желания нет. Раньше, говорит, без проблем, все было в новинку, все хотелось посмотреть. Теперь за плечами миллионы километров пробега, выработаны для себя оптимально комфортные режимы работы.
Мы тем временем наконец-то заехали на склад и нас начали разгружать. Весь процесс занял 30 минут:
Фура задумывалась как автомобиль работающий на перецепке. Это может навести на мысль, что машина большую часть времени находится в пути. Но реалии таковы, что фура преимущественно стоит, чем едет! 56 часов в неделю можно ехать. Разгрузки, погрузки, растаможки. Вот тебе и реалии, уже вечер:
Николай рассказал, столько всего, что изложить всё разом в одной статье не просто. И как колесо в одиночку меняется. Какие случаи бывают на платных дорогах ЕС. Штрафы, особенности ночлега, сервис на дорогах, навигация, что такое TIR, ДТП на МКАДе и отношение к Москве, особенности работы коллег из разных стран и так далее. Этот день был посвящен разгрузке. Надеюсь в будущем посчастливится провести также день "Загрузка" и пару дней, которые можно будет назвать "В пути". Там и изложу остальное.
Спасибо тебе, Николай, за интересно проведенное время:
Николай, если я где-то написал не правильно, прошу поправить.
А у вас есть истории из своего опыта дальнобойной поездки на автомобиле?