Другая Земля

Victoria nulla est, Quam quae confessos animo quoque subjugat hostes

Таллинн-Берлин-Рим в январе 2013. Эстония (Часть 1)

Комментарии: 1Путешествия

В январе этого года мы предприняли путешествие, целью которого стали Эстония, Германия, Рим и Ватикан. Чтобы быть точным, выехали мы 30 декабря 2012 года, а вернулись к вечеру 21 января. Событий было столько, что описать всё не получится. Одних фотографий свыше 50 гигабайт. Поэтому пройдусь по основным моментам, расскажу что и как, где, сколько и чего. Интересующие всех цифры будут. Думаю, многим изложенная информация будет полезна и интересна.

Даже насмотря на то, что я буду рассказывать не всё, повествование будет разбито на несколько частей. Так что, следите за обновлениями. В этой части дорога в Эстонию, первое знакомство с Таллинном:

Преамбула окончена, теперь по-теме...

Наш план состоял в следующем. Выехать из Москвы 30 декабря на автомобиле, пересечь границу и прибыть в Таллинн для празднования Нового года. Далее до 5 января знакомиться с Эстонией. Оставить там машину. На автобусе уехать в Берлин. Изучать немецкую столицу и окрестности до 11 января. Затем вылететь в Рим. В Риме попутно "взять" Ватикан. Обратно самолётом 17-го. Из Берлина автобусом обратно в Таллинн. Там пару дней отдохнуть и на своём железном коне возвернуться домой.

Были, конечно, сложности, но тем не менее всё получилось на 100%.

Отмечу, что мы не сторонники пользоваться услугами турфирм, поэтому планируем и осуществляем наши путешествия самостоятельно.

Ещё в октябре были сделаны шенгенские визы. Формальности, которые потребовались: от родственников из Эстонии получено приглашение, заполнены анкеты, сделаны фотографии, предоставлены выписки с банковских счетов, сделана страховка на меня и Аню, уплачен посольский сбор по 35 евро с каждого, т.е. всего 70. Неделя ожидания и визы получены. Вопросом занималась Анютка, ей все ньюансы известны. В общем, сложностей это не представляет никаких.

Поскольку въезжать нужно было на автомобиле, то требовалась страховка "Зелёная карта". На зону Шенгена она стоит 2700. 15 минут в Росгосстрахе и эта формальность учтена.

После того, как с документами было утрясено, мы через booking.com забронировали гостиницы в Берлине и Риме. Куплены билеты на автобус LuxExpress от Эстонии до Берлина и обратно. Куплены авиабилеты авиалоукостера EasyJet Берлин-Рим и обратно. Всё это суммарно потянуло примерно на 43000 рублей.

Последний момент. Когда едешь на автомобиле, то перед выездом нужно забронировать переход границы через систему GoSwift. Как в одну сторону, так и в другую. Я забронировал туда на 31-е число, обратно на 20-е (цена вопроса пара евро). Хочу заметить, что бронировать въезд на предновогоднее число нужно заранее, иначе всё будет занято и по приезду придётся стоять в общей очереди. Бронирование выезда так и вообще обязательно для всех.

Многие спрашивают, а понадобятся ли международные права, те, которые книжечкой? Отвечаю. Не понадобятся. Наших стандартных прав, неважно какой формы, достаточно. Лично у меня маленькой формы, которую ещё называли "полароид".

Автомобиль без изменений ВАЗ-2112. Проверен. Заменено масло, фильтры. На борту СиБи-рация, навигатор, регистратор, запасные лампочки и колесо, инструменты, еда, термос, багаж.

И вот настало 30-е декабря. Хорошенько выспавшись, грузимся. Отбиваем лёд от автомобиля, отогреваем форсунки омывателя и в 11 часов неспешно выдвигаемся. Едем по Волоколамке:

Поскольку переход забронирован лишь на два часа следующего дня не торопимся вообще. Вечером найдем мотель, где хорошенько выспимся.

Наслаждаемся видами. Отдыхаем от московской суеты. Любуемся природными красотами. Всего от Москвы до Таллинна чуть более 1000 километров. Эта мятая бумажка важна - это наш маршрут. Да, да. Выглядит он именно так, а вы думали это будет красивая карта-легенда:

Мы вообще любим дальнобой на автомобиле, ведём в четыре руки, меняясь каждые 200 километров. И как то так получается, что самые сложные участки всегда попадаются Ане.

Хорошая дорога, как и мой отрезок, закончились за Ржевом. А оттуда многокилометровые разбитые в хлам участки дороги, где более 40 км/ч вообще не разогнаться. Оказывается, это так идет капитальный ремонт трассы М9 "Балтия". И идёт он давно. И когда закончится неясно. Все машины дружно ломают подвески на этих ямах. Суммарно участков таких наберется там километров на сто. Потемнело. Снежок. Плетемся как и все. Сочувствуем вставшим с пробитыми колёсами. А эфир дальнобоев оттуда нужно вообще транслировать напрямую президенту. Там ему расскажут много интересного и во всех эпитетах.

Перет Островом мы заночевали в мотеле "Островок". Нормальный такой средний мотель. Двуместный номер 1700 плюс охраняемая стоянка автомобиля 100 рублей:

Новый день. Далее пробираемся региональными дорогами от Острова к Печорам. Конечно, не секрет, что внешний вид некоторых наших населённых пунктов крайне суров. Многие из них откровенно некрасивы. Зимой ситуация усугубляется. Остров не исключение:

Деревушки. Кругом масса старых и ветхих построек. Многие дома заброшены. Депрессив полнейший. Совершенно очевидно, что финансовые потоки сюда не идут. Их никто не привлекает сюда. И эти сараи как стояли здесь десятилетия, так и будут ещё столько же стоять:

Дороги здесь оставляют желать лучшего. На трассе Е-95, конечно, по-лучше, но в целом я охарактеризую состояние дорог на маршруте от Москвы до Печор как плохое. Ответственных людей за это безобразие требуется призвать к этой самой ответственности:

Ну зато у нас будет Олимпиада в Сочи...да.

Вскоре мы в Печорах. Наш переход "Куничина гора-Койдула". Туда идёт платная дорога. Буквально за километр до границы последняя заправка. Заливаемся под горловину. Сотовые телефоны уже почувствовали чужие сети. Мой приветсвует меня в Эстонии. Приходят сообщения, что я в роуминге. Имейте ввиду, что отсюда, ещё находясь в России, уже можно позвонить по тарифам международного роуминга и неприятно удивиться стоимости звонка:

Прибыли на пропускной пункт за час до назначенного времени. Никого. В списках мы значимся. Ждать не нужно, нас пропускают сразу. За платную дорогу отдал 180 рублей:

На переходе мы не фотографировали, поэтому расскажу основные моменты. Сначала наша сторона. Досмотр, документы (заграны, зеленая карта, свидетельтсво о регистрации ТС), штамп. Все как обычно. Посмотрели в багажник, бардачок. Стандартные вопросы. Выпустили в нейтральную зону. Там маленький "ДьютиФри". Можно прикупить что-нибудь на новогодний стол.

Далее Эстонская сторона. Осмотрели, проверили те же документы плюс индивидуальные страховки. Поставили отметки. Та же процедура, что и с нашей стороны. Но есть ньюансы.

Самый главный момент, который волнует очень многих автомобилистов. Что если фамилия написана по-разному в загранпаспорте, в правах и в гринкарте? У меня именно такой случай. Отвечаю. Ничего. То, что фамилии написаны по-разному это особенности различных систем транслитерации, применяемые при выдаче документов. В правах и техпаспорте(свидетельтсве о регистрации ТС) это французская транслитерация. В загранпаспорте английская. В "Зеленой карте", как мне пояснили, общий транслит. На границе об этом знают и никакого внимания не обращают. Они отреагируют, только если фамилии вообще будут разные.

Обязательно проверяйте штампы в паспортах. В мой забыли поставить. Я акцентировал внимание пограничника на это. Всё поправили.

Далее. С нас попросили страховки, которые мы делали для получения визы. Мы их не взяли с собой. Забыли. Но находчивая Анютка сунула им квиток об оплате "Зеленой карты", нагло заявив, что все страховки у нас есть, оплачены, вот документ. Как ни странно, это удовлетворило эстонцев. Но на будущее, страховки обязательно брать с собой.

Радардетекторы с собой брать нельзя. Они в ЕС запрещены. На соседнем ряду одного бедолагу заставили выбросить в урну. Воочию видел, как недешевый Вистлер с грохотом исчез в железном ящике. В принципе, можно и тайком провезти, но если попадётесь полиции, то отвалите неприлично большой штраф в 375 евро.

На СиБи-рацию никаких ограничений нет. Можно смело брать.

В общем выехали из России. Только отъехали от границы. Первые километры по Эстонии. Контраст, конечно, поразил. Первое, что бросается, это качество дорог. Едешь вроде по тем же дереням, глушь какая-то, а состояние дороги отменное:

Совсем глухие дороги до асфальта не расчищены. Но они абсолютно ровные, без выбоин, как и остальные. Второе, что сразу замечаешь, это то, что на трассах в разы чище. Налицо, также то, что расчищаются дороги лучше.

Я не знаю, чем они обрабазывают дороги, но реагент явно иной. В Эстонии я ни разу не пользовался омывателем лобового стекла. Водичка, которая летит из под колёс впереди идущего автомомбиля легко смахивается дворниками. Сравните с нашей жутью, оставляющей масляную пленку на стекле. Даже цвет дороги у нас меняется под воздействием этой химии, всё становится грязно-серо-рыжее. Ничего похожего в Эстонии я не видел.

Через это, домики, стоящие вплотную к дороге, чистые:

Обочины на дорогах чище и заметно уже. Так просто остановиться на "пиписинг", как в России не получится, перекроешь полполосы. Сами полосы тоже уже. Евростандарт 325 сантиметров. Для справки, в России на полметра полосы шире. Вот такое качество покрытия имеет подавляющее большинство дорог Эстонии:

К слову, местные мне рассказали, что в целом по ЕС, дороги в Эстонии считаются одними из худших. Но по сравнению с нашими, это конечно, отличное качество. И так везде. Едешь не задумываешься.

Можно сколько угодно рассуждать, что общая протяженность дорог там мизерная, что им легче на ними следить... Да, эта страна маленькая. Населения 1.3 миллиона всего. Но и финансовых возможностей у них многократно меньше. А они справляются. Все эти мысли приходят, когда вспоминаешь, как вчера плёлся по ямам на трассе федерального значения в России. Федерального! А тут какая-то дорога между деревнями идеального качества.

Ещё один момент, это то, что как-то не нарушаются правила дорожного движения. Я не видел ни одного случая. Скоростной режим в городах 50км/ч, на трассах 90 км/ч. Все столько и идут, плюс-минус 5 км/ч. Даже в обгонах я не видел превышений. Даже дорогие машины на российских номерах, так лихо гоняющие по России, тут едут как все. Что за метаморфоза? Неужто высокие штрафы так дисциплинируют? За превышение до 20км/ч зарядат 115 евро. Дальше, намного больше. Скоростной режим контролируют многочисленные автоматические камеры. Смонтированы они на обочинах вот в таких железных коробках:

Съехать с дороги можно, например, к одному из многочисленных кафе. Передохнуть. Попить кофе. Пара чашек встанет всего 2.5-3 евро. Машины российских марок не часто встретишь на дорогах Эстонии:

Большинство кафе имеют бесплатный вай-фай. Купи только что-нибудь, кофе, например, и тебе назовут логин-пароль. Вот одно из таких кафе недалеко от Таллинна:

Кстати, эстонцы не утруждают себя очисткой от снега. Поэтому везде он укатанный. Как только это всё замёрзнет, тут будет каток. Его лишь присыпят песочком и всё. Причём даже в столице ситуация точно такая же.

Видны цены на бензин. 95-й 1.26 евро - 51 рубль примерно. Это самая низкая стоимость в ЕС. Дальше на запад - дороже.

На заправке рядышком платный есть туалет. Содрали 20 центов. Даёшь в окошко денюжку, дают ключ. Справишь дела, закрываешь, ключ обратно в окошечко:

Но пора двигаться к столу. Уже предпраздничное настроение. Аня уже расчехлила новогодний реквизит:

Вскоре мы доехали до нужного места в Таллинне. По спидометру получилось 1080км. Расход бензина около 65 литров, это на 2000 рублей примерно.

Во дворе, кстати, автомобиль нужно парковать внимательно. Встанешь во дворе соседнего дома, и привет, автомобиль эвакуируют. Лично видел, как утром эвакуатор проезжается по дворам, проверяя наличие чужих машин. Знаки сигнализируют именно об этом:

Тут варианта два, ставить в своём домовладении или вне пределов двора, на общей стоянке. Там проблем не будет.

Короче, двенашку поставили именно туда. Разгрузились и за стол.

Далее до вечера следующего дня мы всячески предавались праздничным утехам в душевной компании наших эстонских родственников, которые оказали нам просто королевский приём. Столы ломились от явств, спиртное лилось рекой. Кстати, эта река так и продолжала литься до пятого числа. Ребята, было весело и интересно. Всех любим, целуем, жмём руки. Спасибо за подарки.

Заслушали речь президента Эстонии Томаса Илвеса (Toomas Ilves). Он 15 минут излагал некие тезисы (были субтитры на русском), более похожие на предвыборную программу. Суть этого бесконечного рассказа: я хороший, мы маленькие, но гордые и свободные. И лишь в конце поздравил всех с Новым Годом. Честно сказать, такого сумбурного, непонятного текста от первых лиц государств я ещё не слыхал. Одет он был в костюм с бабочкой. Оказывается это его обычный наряд и за это в народе его называют "пингвин в бабочке". Поразительным оказался тот факт, что он имеет второе гражданство США. Изумлению не было предела. Но вот так бывает.

Рождественские праздники, которое были здесь 23-25 декабря, считаются главными. И несмотря на то, что Новый Год в Эстонии не основной, стреляют на улице как надо. Традиции соблюдаются, так что с этим порядок. Выходных на НГ отводится 2-3 дня.

Первого января вечером решено выдвинуться с целью разведки в сторону центра Таллинна. Цель - старый город. Из района Ласнамяэ(мяэ - гора, Ласна - восток), где мы разместились, туда пешком далековато. Поэтому на автобус. За руль по понятным причинам нельзя. Билет стоит 1 евро:

Но нас снабдили специальными картами бесплатного проезда. Они введены с этого года и реально будут экономить средства. Как ни крути, в Эстонии проезд не дешевый:

В общем, прибыли мы в самое сердце Таллинна. Ратушная площадь. Здесь развёрнута рождественская ярмарка. Небольшая сцена в глубине. Есть загончик для животных, среди которых обнаружился олень. Но в основном лотки, лотки и много лампочек:

В ходе осмотра был опробован горячий глинтвейн, который в обилии тут продаётся. Не мой напиток совершенно точно. На лотках к напитку можно бесплатно взять горсть ломаного печенья:

Здесь когда-то приковывали неверных жен на обозрение всем жителям. Любой мог её побить, бросить гнилой помидор. Думается мне, это был действенный метод. Приспособления на месте, при желании можно кого-нибудь пристегнуть:

Таблички не дадут заблудиться:

Но наш опыт показал, что старый город Таллинна таков, что не нужно заморачиваться на какие то ни было указатели и даже карты. Достаточно просто бродить по нему, заглядывая во всевозможные переулочки, заведения, постоянно открывая для себя что-либо новое.

Известнейшая средневековая таверна Olde Hansa. Про неё будет отдельное повествование в одной из следующих частей. Скажу пока только, что это зачётнейшее место. Расположена совсем рядом с Ратушной площадью:

Бывший колодец. Кстати, тут снимали эпизоды фильма «Д'Артаньян и три мушкетера»:

Но напиться чистой воды не получится. Самое ценное, что валяется среди мусора, это лопата. Вроде бы Fiskars:

Уютные домики. Красивые улицы. Бродить здесь можно бесконечно:

Множество магазинчиков и кафе-ресторанов привлекают внимание красивыми вывесками и оригинальными товарами. Каждый из них обладает своим неповторимым шармом:

Попадаются совершенно фантастические витрины. Здесь пряничная лавка. Дома из печенья совершенно чумовой красоты. Всё что выставлено съедобное:

Небольшое симпатичное здание парламента Эстонской республики также находится в старом городе:

Обнаружился туалет. Естественно, платный. Закинул в щель монетку и дверь откроется. Построен в соответствии с окружающим стилем, чтобы, вероятно, не вызывать архитектурную дисгармонию:

Аэрографический шедевр. Зацените дизайн. Эта машина сама по себе, практически, достопримечательность:

Улицы здесь толком не чистят. Посыпают песочком и всё. Через это по невнимательности наступил вот в такую кучу у обочины и тут же провалился. Погода стояла тёплая, около нуля. Под слоем снега оказалась серьёзной глубины лужа. Хвалёные ботинки "Коламбия" были герметичны только первый год. Для моих он уже истёк, швы вовсю пропустили воду, поэтому далее передвигался с мокрой ногой:

Что касается парковки, то в старом городе она платная круглосуточно. И не из дешевых. Час парковки стоит 4.6 евро, даже за 15 минут придется оставить 1.2 евро:

Один из путей в Тоомпеа (Верхний город) по этой лестнице. Раньше на ночь, чтобы чернь не беспокоила знать и купцов эту дверь закрывали. Она до сих пор на месте и функционирует, проверено:

В Тоомпеа много смотровых площадок. Мы приближаемся к одной из самых красивых. Народу немного. Фотоаппараты работают без устали:

Именно отсюда открывается один из самых узнаваемых в мире видов Таллинна:

Вообще, Таллинн считается одним из самых сохранившихся средневековых городов. И дух того времени эстонцы стараются сохранить. В общем, это у них неплохо получается.

Днем с этой повозки будут продавать всякую всячину. Причем торговка будет одета по всем канонам старых времен:

С других смотровых площадок открываются картины по-проще, но, несомненно, заслуживающие внимания. Стены крепости и башни в старом городе сохранились отменно:

Кругом разбросано много информационных щитов с картой города, где легко разобраться и прикинуть, куда идти дальше. Саша наш гид, а по совместительству ещё и родственник, провел нас по многим интересным местам. Отличный парень, свободно говорит на русском и эстонском, очень нам помог. Даже нахватались от него эстонских слов. Саша, tere:

Suur atah, брат. С навигацией проблем нету? Шлём тебе луч счастья. Публикую свежее фото с Анюткой, покажи остальным:

Особого внимания заслуживает всякий настенный арт. Вывески здесь у некоторых магазинов просто выдающиеся. Запомнилось. Скульптуры из стен, это тоже, наверное, некая фишка. Здесь их много, они забавные и интересные. Вот, например, основатель театра кукол:

Все заведения рядом со входом зажигают лампадку с фитилем. Это здорово привлекает внимание. На стене написано "Несуществующий рыцарь". Огонёк горит, значит заведение работает:

Улицы с перепадами высот. На левой виден российский флаг. Там наше посольство:

Похожая уличная конфигурация. В центре часовенка. Там православная икона:

Несмотря на то, что в Эстонии преимущественно католики и лютеране, православые христиане тоже есть. И храм в старом городе имеется. Это собор Александа Невского, если я правильно помню.

Башня толстая Маргарита не избежала нашего внимания. Такое имя, как известно, она получила из-за своей формы. Высота ее 20 метров, а вот диметр 26:

Полицейские машины. Суперб и позади микроавтобус. Внутри никого. Блюстители закона дружно ужинали в кафе рядом. В принципе работы у них немного, в городе царит спокойная праздничная атмосфера. Пьяных немного:

Подняться на Олевисте зимой никак. Откроется только в апреле. Для интересующихся вот время работы:

Остаётся только полюбоваться на внушительной высоты шпиль. Ну ничего, летом вскарабкаемся:

Средневековый дух пронизал некоторые места настолько, что кажется, с тех времен ничего толком и не изменилось. Вот возьмем это фото. Переоденьте меня в наряд того времени. Уберите на заднем плане флаг и замените фонарь на факел. И всё. Вот так это было 500 лет назад. Настоящее путешествие в прошлое, точно вам говорю:

Языкового барьера практически нет, что, несомненно, большой плюс. На праздники в Таллинн прибыло много наших. Преимущественно с Питера.

Продолжение Таллинн-Берлин-Рим в январе 2013. Эстония (Часть 2)

Комментариев: 1 RSS

1 Валерия 23-02-2013 11:10

Очень круто. атмосфера этого города затягивает) Молодцы)