Окончание. Читать первую, вторую, третью, четвертую, пятую, шестую, седьмую и восьмую части.
Кампо-де-Фьори. Меркато. Каждый вечер мы здесь. Я долго думал, что поместить в качестве титульной фотографии в завершающей части этого гигантского рассказа и решил, что именно эта будет самой подходящей. Здесь подают фантастически вкусный тирамису. Здесь отличная атмосфера и отличные официанты. В январский прохладный вечер тут тепло и уютно. Но всё это не главное. Главное это то, что именно здесь продаётся самый лучший каппучино, который мы пробовали в своей жизни:Обратите внимание, что на столе слева лежит карта. Она сейчас передо мной вся исчерканная и потёртая. На фото даже можно разглядеть какие-то отметки. Мы намотали пешком по Риму десятки километров. Но обошли всего лишь половину от запланированного.
После длительных вылазок чертовки приятно посидеть в правильном заведении. Но важно внимательно выбирать блюда и распрашивать официанта об их размерах. Как-то я заказал пиццу, думая что принесут дольку, а Аня кальцоне, также не подозревая подвоха. Официант приволок две огромные тарелки, с содержимым которых мы расправлялись почти час:
Мы всегда садились на улице возле мощных газовых обогревателей. И, беседуя, наблюдали за тем, что происходит на площади Кампо-де-Фьори. Не понятно, что притягивает нас именно сюда. Вроде тут в прежние времена казнили массу народу, кровища лилась рекой, и даже Джордано Бруно сожгли, памятник которому виден в центре, и застройка в стиле "хаос", но мы тем не менее думаем, это лучшее место во всём Риме:
Много где в Риме попадается на глаза аббревиатура SPQR. На домах, на табличках, открытках, столбах, на канализационных люках. Только по приезду домой я выяснил, что это значит "Senatus Populusque Romanus" или "Сенат и граждане Рима". SPQR, говорят, писали на знамёнах римских легионов и с тех пор аббревиатура увековечилась. Теперь в Риме даже на урне можно найти эту надпись.
Отель, как я уже писал, находился недалеко от Колизея, поэтому, как минимум каждый вечер(а то и ночь), мы проходили мимо него. И каждый раз мы останавливались, где-нибудь размещались, и отдыхали, поглядывая на монументальное строение. Каждый раз у нас с собой были мандарины, и, каждый раз, мы их с удовольствием кушали. Так это превратилось в традицию. Будем в следующий раз у Колизея, опять навернём мандаринчик-другой. И каждый раз я не удорживался, чтобы не сделать снимок этого величественного сооружения древности:
Один день у нас был запланирован на музеи Ватикана. Побывать в Риме и не заскочить в Сикстинскую Капеллу это не простительно. Проникнув на территорию всего за ХХХ евро мы увидели причёсанные дворики Ватикана вблизи:
Весь комплекс настолько велик, что быстро обойти не получится. Не потдавайтесь на уговоры гидов на 2-х часовые экскурсии. За два часа вас буквально бегом протащат по всем музеям, толком уловить ничего не получится. Поэтому идти нужно самостоятельно, вооруживший путеводителем-картой. Надобно неспешно всё осмотреть, останавливаясь в понравившихся местах сколь душе угодно. Вот площадь, окруженная несколькими музеями. Тут можно передохнуть. Шар в центре образчик современного искусства. Ерунда, не обращаем внимания:
Музеев десятки. Один плавно перетекает в другой. Египесткий, исторический, пинакотека, Ватиканская библиотека, Музей Пио-Кристиано и прочие и прочие. Всё это необычайно интересно. Вот, например, галерея географических карт, начиная с древних и очень не точных:
Если я правильно помню, мы в станцах(комнатах) Рафаэля. Потрясающая роспись стен и потолков будоражит сознание, настолько мастерски всё выполнено:
А это всемирно известная фреска "Афинская школа". Лучшее творение автора. Здесь масса известных ребят. Аристотель, Платона, Пифагор, Гераклит, Евклид, Птолемей и даже сам Рафаэль - юноша справа в черном берете. У него на вороте подпись RSVM. Ну и я тут затесался:
Без сомнения, если бы в музеях Ватикана не было Сикстинской Капеллы, то станцы Рафаэля заняли её место. Но эти фрески меркнут по сравнению с тем, что сделал Микельанджело.
Перед тем как попасть в Сикстинскую Капеллу, придётся немного потерпеть и столкнуться с современным искусством. Лучшее, что я обнаружил по пути, это вот этот товарищ:
А это то, что и называется современным искуством Ватикана. Хооссспади, ужас та какой. Мрак. После шедевров Рафаэля без омерзения на эти каракули смотреть невозможно. Прям деградация какая-то:
Вот и Сикстинская Капелла. В нескольких метрах. Место, где выбирают папу. Кстати, скоро будут досрочные выборы, но мы этого ещё не знаем... Фотографировать там запрещено, за этим строго смотрят. Работники Ватикана даже не дают людям восторженно вопить от невероятного зрелища. Да и даже бы если я сфотографировал, то снимок никогда в жизни не передаст всей восхитительности увиденного вживую:
У меня нет слов, чтобы описать что там. Простое сухое описание фресок не расскажет о той буре эмоций, что захлестывает тебя. Изучая мастерскую работу Микельанджело, Ботичелли, Пинтуриккьо время летит незаметно. Микельанджело работал над шедевром почти пять лет. Я даже не представляю, как он вообще управился за такой короткий срок, учитывая, что он вообще больше тяготел к скульптуре. Короче, Сикстинскую Капеллу я строго рекомендую к посещению. Место незабываемое.
Пожалуй, ничего более крутого в этом плане мы ещё не видели. Шедевр мирового искусства.
После Сикстинской Капеллы уже ничего толком не воспринимается. Наверное, именно поэтому она расположена в конце маршрута. Но мы сделали над собой усилие и заскочили в пропущенную Пинакотеку.
Внимание ничего уже не привлекает. Пожалуй наиболее любопытен восьмой зал. Тут висит холст с изображением "Тайной вечери". Кто этот холст сделал и зачем я не понял, ведь есть оригинальная фреска да Винчи в Милане. Но рядом были стульчики и мы с радостью присели отдохнуть:
И увидели как раз напротив работы Рафаэля "Коронование Девы Марии", шедевральная картина "Преображение" и "Мадонна Фолиньо", самая дальняя на фото. Да, образов Девы Марии с младенцем он нарисовал очень много. Отличные работы. Начали немного отходить от увиденного в Капелле:
В соседнем зале обнаружили незаконченную работу Леонардо да Винчи "Святой Иероним". Интересно, почему он не стал дорисовывать? Посчитал неудачной? Теперь это не выяснить, но, действительно, выглядит мрачновато:
С утра и до пяти вечера мы бродили по Ватиканским музеям. И вот эта красивая лестница явилась финалом нашего знакомства с мировыми шедеврами:
Уфф. Это было что-то. По выходу почувствовали, что наш культурный уровень взлетел до запредельных высот, а соприкосновение с живой историей поставило нас на новый уровень бытия...
...так что самое время отвлечься на что-нибудь приземлённое. Транспорт. Римляне предпочитают преимущественно малолитражки, и в основном малогабаритные. Оно и понятно, узкие улочки и топливо по атомным ценам. За литр 95-го на заправках заряжали 1.75 евро (около 74 рублей). Никаких феррари, мазератти и прочих элитных авто я не видел. Итальянцы, вероятно, их все в Москву продают, а сами на мопедах рассекают - их тут тоже немало:
Смарты тут пользуются безумной популярностью, ведь с парковкой проблем нет в принципе:
Кстати о парковке. Вы думаете, что в Москве плотно ставят машины? Чушь! В столице место вообще не экономят, и ставят машины с условием комфортного выезда. Что уж говорить о регионах, там вообще свобода, многометровые расстояния от бампера до бампера. А вот плотно, это про Рим:
Так. Батарейка у нашего Кенона уже замигала к этому времени. Я напомню, мы остались без зарядников, и найти для фотоаппарата мы не смогли. Решили, что выжмем половину остававшегося зарядо по-максимуму, ну а дальше будем отдыхать не отвлекаясь на утомительное фотографирование всего и вся.
Вышли к Фонтану де Треви. Самый большой в Риме. И самый понравившийся мне:
Существует поверье, что если бросишь монетку сюда, то вернешься в Рим ещё раз, две монеты - любовная встреча, три - к свадьбе, четыре к богатству и так далее. В общем туристы накидывают туда в год под лям евро. Народ буквально горстями швыряет в воду железо. Мы тоже кинули и отошли от фонтана, где не так людно:
Продавец каштанов. Впервые пропобовал что это такое. Вкусная штука. Но за кулёк, куда влазит от силы штук 10 просят 5 евро. Дороговато:
Вот ещё крайне необычный фонтан. Называется лодочка "Баркачча" или "Баркас". 17 век, однако. Построили в память о наводнении 1598 года и севшей на этом месте на мель лодке. Снабжается водой всё из того же древнего акведука Аква Вирго, из которого берут воду многочисленные фонтанчики-поилки. Находится у Испанской лестницы:
А вот и сама лестница. Сейчас январь, и океана цветов тут не наблюдается. Говорят, летом ситуация поменяется... Попрошаек, назойливых продавцов безделушек тут хватает. Одного пришлось даже послать в грубой форме. Впервые в своей английской речи мне пришлось использовать слово "фак". Лестница ведёт на холм Пинчо, это, внимание, НЕ один из семи холмов, на которых основан Рим. Изначально он был за чертой города. На вершине холма церковь Тринита-деи-Монти, вилла Медичи, вилла Боргезе:
С холма Пинчо хорошо просматривается город и улицы. Вот одна из классических улиц Рима. Заметьте, что окна преимущественно закрыты ставнями. Это повсеместно. Уж больно близко друг к другу дома:
К ночи забегаловки закрываются, а их пространство может быть использовано как парковка для мотоциклов:
Пьяцца-дель-Пополо, известная тем, что здесь опять же массово казнили людей, а в 19 веке перестроили на деньги, уплаченные в качестве податей проститутками:
Аккумулятор полностью сел в день, когда мы пошли в Колизей и на Палатин. Хорошо, что успели запечатлеть самое важное. Внутренности амфитеатра Флавия облазили везде, где только возможно. Кстати, арену будут рекоструировать полностью. Обещают восстановить всю подземную часть со всеми катапультами, клетками, короче всё будет также, как и при гладиаторах. Но когда примутся за трибуны неизвестно:
Внутри столько народу, что сделать подобный кадр крайне затруднительное занятие. Но мы нашли ракурс, где никого. Обратите внимание на стены и арки. Всё в дырах от крепления отделки, деревянных элементов. А некоторые из отверстий предназначались для перекладин, на которых висели товары. Ведь Колизей одно время использовался как рынок:
Налетел дождик, и мы укрылись под одной из арок. Традиционно, кушаем мандарины. Тургруппа за кадром, подгоняемая гидом, завистливо на нас поглядывает:
Вот мы и на Палатине. Центральном из семи холмов, на которых стоит Рим. Именно с него началось заселение этих мест. Поэтому именно тут самые древние постройки. Именно тут жила вся знать столици Италии. Вот дом Септимия Севера, известного своими термами, до сих пор стоит:
Дом императора Августа неподалёку, построен вообще до нашей эры. Вот ведь строили! А сейчас с новыми технологиями? Да 99 процентов современных построек из всяких там газо-золо-пено-полистирол-бетонов не дойдут до наших далёких потомков. Зато с уверенностью могу сказать, что дома и дворцы Тибериана, Флавиев, Августа и прочих останутся. Доказано тысячелетиями.
Рядом с домом Августа располагается стадион Домициана. На самом деле однозначно утверждать назначение этого сооружения нельзя. Может это вообще был не стадион:
Что это за строение уже не припомню. Может часть библиотеки Палатина. Человек-ниндзя в кадре догадайтесь кто:
С холма можно поглядеть на жилые кварталы. Здесь, очевидно, максимальная стоимость недвижимости. Особенно нам приглянулись сады на крышах:
Зимой, как оказалось, в Италии дожди и грозы. Погода переменчивая. Вот с утра было пасмурно, пока мы бродили по Колизею, но к полудню погодка начала выправляться и красивейшая радуга возвестила, что туча уходит. Красиво, чё. Развалины базилики Максенция(огромные арки) и радуга:
Криптопортик. Тайный ход, который построил Калигула. Именно здесь же его и прирезали. Ирония судьбы. Активно использовал этот тоннель Нерон:
Что это такое, даже не берусь сказать. Сфотографировал недалеко от криптопортика. Пришли на журчание воды. Похоже на какой-то фонтанчик из стены. Мрачно здесь и таинственно:
Двинули к императорским форумам. Вон они уже виднеются. Форумы Цезаря, Августа, Веспасиана и прочих, остатки храмов, видно триумфальную арку Септимия Севера, ближе к нам храм Антонина и Фаустины, масса интересного, а батарейка тем временем уже целый день мигает красным:
Но туда дальше нас не пропустили. Сотрудники парка перекрыли проход за час до закрытия. Мы попросили их дать нам 10 минут сделать пару снимков, но одна итальянка сильно упёрлась и ни на какие уговоры не поддавалась. Мало того, она быстро вышла из себя, и стала что-то резко говорить по-итальянски. Ну я не растерялся и сказал по-руссски ей: "Вот ты тупая жадная итальянка, подавись ты своими развалинами." Она по интонации по-ходу поняла, что я сказал про неё что-то обидное, потому что после этого последовал просто взрыв эмоций. Дабы не дошло до рукоприкладства, я отбежал в сторону и сфотографировал "три сестры" - останки храма Диоскуров:
Аня успела заснять меня возле каких-то каменюк, несомненно, очень древних. И в этот момент батарейка фотоаппарата разрядилась полностью. Это последний снимок на Кэнон:
В довершение всего нервная сотрудница парка при поддержке коллег пошла в наступление и нам пришлось отступить.
Далее рассказ можно было бы продолжить, но я и так уже написал "километровый" цикл заметок. К сожалению, полностью за кадром остался так понравившийся нам район Траставере, внутренности Пантеона, холм Джаниколо, латеранская базилика и многое другое.
Через несколько дней мы покинули Италию и вернулись в Берлин. А оттуда в Таллин, где провели ещё несколько отличных деньков. Без фотоаппарата, как оказалось, намного удобнее и интереснее. И как-то даже полнее отдыхается. Вот такое наблюдение.
Затем прыгнули в машину и помчали, нагруженные подарками, на родину, которая встретила нас мощнейшей метелью. Пришлось даже встать и заночевать в каком-то мотеле. Наутро отрыл машину и она не завелась. Подгорел контакт на втягивающем стартера. Не беда. С толкача завелись и поехали. По пути видели массу аварий. Но самый запоминающийся момент обратной дороги, это, пожалуй отцепившийся нам навстречу прицеп от грузовика "Магнит". Всё кончилось благополучно. Водила грузовика сообщил мне, что у него сцепное неисправно и он уже в третий раз теряет прицеп. Прекрасно, просто прекрасно. Наша страна лучше всех! Я серьёзно.
Вот, в общем-то, и всё.
Кто дочитал до этого места - вам памятник надо поставить. Думаю, что объемы повествований, всё же, надо уменьшать...
Спасибо всем, кто помог нам в этом путешествии.
Спасибо нашим эстонским родственникам.
Всем приветы. И даже Марго. Ваня, не забудь передать.
Всё.
Всем пока.
Следите за обновлениями. Скоро будет новая статья. Аня пишет. Не пропустите.
Путешествуйте. Совершайте поездки и экспедиции. Исследуйте.
Комментариев: 1 RSS
1 Аноним 26-10-2013 15:48
И вам спасибо! Мы тоже с вами прокатились.Свех целуем.